
Телеграмма
Москва 3038 22/2 1120=
СЕРИЯ П ЛЕНИНГРАД ПМ ТЕРЕХОВУ=
МИНМОФЛО СОЗДАНИЕ АССОЦИАЦИИ ПОРТОВ ПРИНЦИПЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ ТЧК. ВМЕСТЕ ТЕМ УСТАВЕ НЕ УКАЗАН СТАТУС АССОЦИАЦИИ ТОМ ЧТО ОНА ЯВЛЯЕТСЯ ОТРАСЛЕВОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ТЧК В ЭТОМ ПЛАНЕ ДОЛЕН БЫТЬ УТОЧНЕН УСТАВ ЧАСТНОСТИ ЕЕ ЦЕЛИ ЗАДАЧ ФУНКЦИИ=
СМ-600 Ц3МОР ЦАХ-
Телеграмма
ЛЕНИНГРАДА 52 37 1807 0900=
МОСКВА ЦШГМ ЩЕПОТИНУ=
ПРОШУ ВНЕСТИ ДОПОЛНЕНИЕ ПРИКАЗ ММФ НР 139 ОТ 280988Г СВОД УСЛОВНЫХ НАИМЕНОВАНИЙ РАЗДЕЛ ПОРТЫ И ДРУГИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПАРОХОДСТВА ПРЕЗИДЕНТ АССОЦИАЦИИ СОВЕТСКИХ мОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ ПРЕДЛАГАЕТСЯ КОД АСМТ П ЛИБО АСОП
ТД-52 ПМ ТЕРЕХОВ=
1988 год
Декабрь – Принят Устав Ассоциации, утверждена эмблема.
Учредительная – Избран президент, первый состав Совета директоров.
конференцияАссоциации советских морских торговых портов
1989 год
март – Зарегистрирован Устав Ассоциации.
– Открыты рублевый и валютный счета Ассоциации.
– Ассоциация зарегистрирована участником внешне-
экономической деятельности.
апрель – Созданы первые рабочие группы из специалистов портов.
Совет директоров – Утверждена 1-я Программа научно-технической деятельности Ассоциации.
/Санкт – Петербург/
июль – 1-й выпуск информационного бюллетеня Ассоциации.

сентябрь – Подготовлены и представлены в Совет Министров СССР и Верховный
Совет СССР материалы по изменению существующего порядка передачи
импортных грузов портами железной дороге/ «пломба»/.
Ноябрь
II конференция – Одобрен первый вариант Типового свода обычаев порта.
– Рекомендована портом для применения проформа договора
с судовладельцем.
– Поддержана позиция Ленинградского порта по вопросу хозяйственной
самостоятельности и валютного самофинансирования/вплоть до выхода
из состава пароходств и передачей государственной собственности
в полное хозяйственное ведение трудового коллектива на основе выкупа/.
декабрь – Принята резолюция по пломбе, направлена в высшие органы власти,
Прокуратуру Союза ССР.
– Прокуратурой Совета ССР опротестовано решение о порядке передачи
грузов портам ж/дороге.
1990 год
март – Открытое письмо М.С. Горбачеву/ по «пломбе»/.
– Первое региональное совещание начальников портов
Северо-запада /Клайпеда/.
Апрель – Предложение в ММФ СССР о введении в состав коллегии
Совет директоров президента Ассоциации.
/Одесса/ – Утверждено Положение о региональных советах Ассоциации
и рабочих комитетах НТК.
июль – Оборудован офис Ассоциации по ул. Гансальской, 4.
август – Выпущен информационный сборник прогрессивных
технологических процессов ПРР в морских портах.
сентябрь – Выпущен справочник грузовых характеристик морских
сухогрузных и транспортных судов.
– Обращение в Верховный Совет СССР с первым предложением
по порядку разгосударствления собственности и предприятия.
октябрь – Одобрен и направлен в ММФ СССР разработанный НТК
III конференция Проект главы КТМ о портах.
– Впервые оказана беспроцентная финансовая помощь
Красногорскому порту.
– Созданы постоянные рабочие комитеты НТК Ассоциации.
– Оказана первая финансовая помощь отраслевым журналам
«Морской флот» и «Вымпел».

декабрь – Принято Постановление Совета Министров СССР № 1274, в котором
установлена солидарная ответственность порта и ж/дороги в вопросах «пломбы».
1991 год
февраль – направлены в органы власти предложения по необходимости включения
в Основы гражданского законодательства статьи по экспедированию.
Апрель – Подписано первое соглашение о взаимодействии с ФНПРВТ.
Совет директоров
/Санкт – Петербург/
май – Верховным Советом СССР в Основы гражданского законодательства
включена ст.105 «Транспортная экспедиция».
июнь – Кабинетом Министров СССР принято Постановление НР 408
«О дополнительных мерах по закреплению кадров… на предприятиях
Минморфлота», учитывающее предложения Ассоциации, в том числе
о разрешении портам применять договорные ставки плат на ПРР.
август – Разработка правового режима свободного морского торгового порта
с учетом международной практики.
сентябрь – Разработан проект Типового договора на переработку
портами импортных грузов.
– Разработан вариант проекта Узлового соглашения между портом
и ж/дорогой.
октябрь – Первое совместное совещание Совета директоров АСМТИ и Ассоциации
советских судовладельцев.
– Первая стажировка специалистов портов в Брюсселе и членов рабочего
комитета по коммерческо-правовой работе в Англии – создана Ассоциация
Украинских морских торговых портов.
IV конференция – Ассоциация переименована в Ассоциацию морских торговых портов.
– Поручено НТК разработать концепцию разгосударствления
и приватизации портов.
– Признано подлежащим отмене Генеральное соглашение ММФ,
МВТ и ГКЭС ССР от 1978 г.
– Рекомендовано портам взымать портовые сборы в валюте фрахта.
– Образован новый рабочий комитет по экологии и охране труда.
– Признано целесообразным выступить в качестве учредителя
журнала «Морской флот».
– Продлены полномочия президента Ассоциации на 3 года.
– Внесены изменения в Устав Ассоциации, в том числе возможности приема
в ее состав коллективных членов.

1992 год
февраль – Утверждена и направлена в Правительство РФ
совет директоров концепция приватизации портов.
/Москва/ – Типовой свод обычаев порта согласован и подписан в департаменте
морского транспорта МТ РФ.
март – Разработана система технологической документации на процессы
ПРР в морских портах.
Апрель – Утверждены и рекомендованы к применению в морских
Совет директоров портах Правила транспортно-экспедиторского обслуживания грузов
/С.-Петербург/ в портах.
– В члены Ассоциации принята УКРАСПО.
май – Получено предложение от ДМТ МТ России по подписанию соглашения
о взаимодействии.
Июнь – Типовой свод обычаев рекомендован к применению.
Совещание рабочей
группы ДМТ
/Москва
сентябрь – Направлено письмо Председателю Госкомитета РФ по управлению
госимуществом Чубайсу с требованием о сохранении права выбора
трудовыми коллективами любого варианта выбора 2-го варианта
приватизации.
Октябрь – Принято обращение в высшие органы власти, настаивающие
V конференция АСОП на отмене «Особых условий акционирования и приватизации морских
портов» и предоставлении права выбора 2-го варианта приватизации.
– Определено базовое предприятие по производству кранового
оборудования – п.о. «Подъемтрансмаш».
– АСОП вошла в состав АО «РИППОД» в целях решения вопроса изготовления
отечественного дизельного погрузчика.
– Первое участие в Международных выставках SMM-92/Гамбург/
и Нева-92/С.-Петербург/.
ноябрь – В Госкомимуществе подписаны учредительные документы
о приватизации портов по второму варианту.
– Выпущен Информационный сборник средств технологической оснастки ПРР,
разработанных в морских портах.
– Принято распоряжение Госкомимущества России ИР700-Р «Об особенностях
акционирования и приватизации морских портов», где нашли отражение
требования портовиков.
декабрь – Принят Указ Президента России «О мерах по возрождению флота России»,
в котором нашло отражение требование портовиков об освобождении
от таможенных пошлин на импорт оборудования и платы за землю.
1993 год
январь – Создан временный рабочий комитет НТК по приватизации
и акционировании портов.
– Направлены письма в государственные органы власти по отмене
распоряжения Госкомимущества НР 19-Р.
– Совещание представителей северных портов /Анадырь/, на котором
разработан проект Положения о взаимоотношениях между портами
и судовладельцами о порядке приема-сдачи груза.
Февраль – Письмо Председателю Правительства РФ
Совещание руководителей Черномырдину о внесении изменений во Временное положение
морских портов об оперативном месячном планировании перевозок экспортных грузов
/Москва/ ж/д транспортом.
– ДМТ Минтранса России принимает решение, что создание морских
администраций осуществляется только после проведения собрания акционеров.
– Обращение в ЛМТ РФ о преждевременности принятия
«Правил перевозок экспортных и импортных грузов...»
– Первый семинар для начальников портов на базе Гамбургского порта.

март – Обращение в Верховный Совет РФ по статусу морской администрации,
обладающей функциями обеспечения безопасности мореплавания.
Март-апрель – Обращения в государственные и правительственные органы о принятии мер
к неподписанию Президентом РФ Указа «О мерах по реализации
транспортной политики при акционировании предприятий морского транспорта».
Май – Подчеркнута невозможность обратимости процесса приватизации портов.
Совет директоров – Утверждена и направлена в Минтранс РФ, Верховный Совет РФ концепция
/Владивосток/ деятельности морских торговых портов в новых экономических условиях.
– Утвержден порядок индексации аккордных ставок и портовых сборов.
– Подготовлен и отдан в печать 1-й том справочника по портам,содержащий
информацию о производных мощностях, тарифах, сборах и т.д.
июнь – Участие в работе представителей Ассоциации, достижение
заседание комиссии договоренности о предварительном согласовании до принятия всех видов
Верховного Совета законодательных актов по морскому транспорту, а также принятия решения,
РФ по транспорту, в котором подчеркивается необходимость учета при акционировании
связи, информатики и приватизации конкретных условий, особенностей порта.
и космосу – Разработка и направление в ДМТ Минтранса РФ альтернативного
/Москва/ варианта Кодекса торгового мореплавания.
июль – Создано объединение Балтийских транзитных портов.
сентябрь – Разработана методика расчета аккордных ставок на ПРР
на основе себестоимости работ.
– Подписано Соглашение сотрудничества между ДМТМТ РФ и Ассоциацией.
Октябрь В работе конференции приняли участие более 70 человек. Кроме российских
VI конференция АСОП портов – от Калининграда до Дальнего Востока и Сахалина – в ее работе
принимали участие портовики Прибалтики: Клайпеды, Риги, Вентспилса,
а также Баку, Украины и других регионов. В качестве приглашенных
присутствовали представители Министерства транспорта, Департамента
морского транспорта МТ, Союза российских судовладельцев и др.
Отмечены результаты работы за год:
– проведение семинаров по повышению квалификации работников портов
в Хельсинки (декабрь 1992 г.), в Гамбурге (январь, февраль 1993 г.),
в Антверпене (июль 1993 г.), семинаров с демонстрацией новых средств
управления портальными кранами в порту Южный (июнь 1993 г.),
в пос.Комарова (Ленобласть, апрель 1993 г.) и на базе Ленинградского
Лесного порта 4-5 октября 1993 г.;
– заключение соглашения о взаимодействии Ассоциации
с Департаментом морского транспорта,
– разработка и представление в КУГИ РФ и Департамент МТ Минтранса РФ:
а) проформы договора аренды неприватизированного имущества портов;
б) проформы передачи неприватизированного имущества в полное
хозяйственное ведение;
в) основных положений конкурса по реализации акций АО «Порт»;
– подготовка и представление в правительственные органы мотивированных
предложений по упреждающей индексации тарифных ставок оплаты труда
и тарифов на портовые операции;
– разработка методики расчета аккордных ставок на перевалку грузов
на основе себестоимости работ;
– разработка альтернативных проектов отдельных глав и параграфов КТМ;
– подготовка предложений по измерению Устава железных дорог,
«Правил перевозки экспортно-импортных грузов и грузов в прямом-
смешанном железнодорожно-водном сообщении»;
– подготовка предложений по изменению «Правил о сроках вывоза грузов
получателями из портов» (РД 31.10.15-89), утвержденных 2.10.90 ММФ СССР;
– подготовка и рассылка портам разработанной концепции и техзадания
на создание интегрированной автоматизированной информационной системы
коллективного пользования;
– исследование возрастного состава парка ПТО по состоянию на 1992 г.
и основных направлений его обновления до 2000 г. с использованием НЭВМ;
– завершение работ по договору с ВНИИ охраны труда «Анализ
заболеваемости с временной утратой трудоспособности
у докеров-механизаторов» на базе Санкт-Петербургского
морского торгового порта».
Конференция наметила основные направления деятельности
в 1994 году:
– разработка концепций деятельности АО «Порт»
и его функциональных структур (стивидорных, транспортно-
экспедиторских и др.) и взаимодействия с Морской администрацией
порта; тарифной политики, организацию бассейновых тарифных
конференций;
– разработка методики построения системы параметрических
норм и тарифы на перевалку грузов;
– разработка сборников бассейновых параметрических норм
и тарифов на перевалку грузов (бассейны: Северо-Западный,
Арктический, Дальневосточный, Южный);
– участие в выработке окончательной редакции Кодекса торгового
мореплавания, представляемой в законодательские органы;
– подготовка предложений по лицензированию деятельности портов;
– участие в выработке окончательной редакции Положения
о транспортно-экспедиторском обслуживании РФ
и Устава железных дорог;
– обеспечение портов новыми инструкциями по охране труда;
– сбор и обобщение информации об эксплуатируемой
и разрабатываемой информационной и коммуникационной
технологии по обеспечению управления работой порта и другие;
– принято решение по ряду отдельных принципиальных вопросов,
требующих особого внимания: об аккордных ставках
на перевалку грузов в портах.
Из решения конференции:
– Просить ДМТ РФ в срок до 01.01.94 решить вопрос о переводе
портов на свободные тарифы (аккордные ставки) на перевалку
грузов в соответствии с методикой расчета и порядком установления
аккордных ставок, изложенных в письме президента Ассоциации
от 06.10.93 в ДМТ РФ.
– О содействии в производстве отечественных портальных кранов
и дизельных погрузчиков.
– Отметить необходимость решения вопроса о создании морских
администраций с участием представлений портов и с учетом
специфики работы каждого порта в отдельности.
– Направить в Правительство России телеграмму с просьбой
приостановить подписание пакета документов по морской
администрации до согласования с портами
и профсоюзными организациями.
– Обратиться в Министерство транспорта РФ с настоятельной
просьбой при согласовании МПС проекта УЖД учесть интересы
портов по принципиально важным вопросам:
а) перевозка внешнеторговых грузов должна производиться
за пломбами грузоотправителя по общим правилам перевозок;
б) взаимоотношения припортовой станции и порта должны
строиться на основе Узловых соглашений;
в) обратиться в Департамент морского транспорта МТ РФ
с предложением во исполнение п.13 Положения о лицензировании,
утвержденного Постановлением Правительства РФ №840 от 23.08.93 г.,
освободить от платы за выдачу лицензии порты, созданные
и осуществляющие уставную деятельность до вступления
в силу вышеназванного Постановления.

Конференция также рассмотрела прием
в члены Ассоциации:
Ейского морского порта, Объединения Балтийских транзитных
дорог (ОБТП, президент – Кривойс Ю.А., директор Рижского порта),
АО закрытого типа «Инфлот – Санкт-Петербург».
Из членов Ассоциации были исключены морские торговые порты:
Красноводский, Актау, Термезский, Углегорский, а также ПТЦ Морские
компьютеры на основании статьи 9 Устава (неуплата членских взносов).
В случае непогашения портами Корсаков, Таганрог и Холмский
задолженности до 01.01.94 они также исключаются из членов Ассоциации.
Конференция утвердила в новой редакции Положение о почетном члене
Ассоциации, эскиз знака и диплома почетного члена и поручила
дирекции Ассоциации приступить к изготовлению знаков и дипломов.
За активную и плодотворную работу в составе рабочих и выборных органов
по итогам отчетного периода Конференция премировала большую группу
специалистов портов – членов Ассоциации.
1994 год
VII конференция АСОП 1. Во исполнение решения 6-й конференции утверждено Положение
о Почетном работнике Ассоциации.
На Монетном дворе С-Петербурга заказаны знаки «Почетный работник
Ассоциации». На конференции первые знаки вручены
О.А. Терехову, Л.Д. Ветренко.
2. Подписано Соглашение о совместной работе Ассоциации
с Союзом российских судовладельцев.
3. Приняты в члены Ассоциации и первые институты –
ГМА им. адм. С.О. Макарова и «Ленморниипроект».
4. Проведено выездное заседание Совета директоров в Новороссийске.
5. Направлено письмо Президенту России Б.Н.Ельцину с просьбой
восстановления статуса Министерства морского флота.
6. При непосредственном участии в процессе подготовки и слушания
искового заявления Калининградского морского торгового порта
к Налоговой инспекции Калининградской области выиграно дело
в Арбитражном суде по вопросу НДС с портовых сборов.
7. Госкомимуществом и Минтрансом РФ утвержден Устав Морской
администрации порта и договор аренды. В документах учтены
предложения Ассоциации, в том числе, что морская администрация –
не предприятие, а – государственное учреждение.
8. В феврале – совещание у председателя Правительства РФ
В.С. Черномырдина, в работе которого принимает участие президент
АСОП – О.А.Терехов.
Принимается предложение Ассоциации по вопросам установления льгот
для северных портов, освобождены от таможенных пошлин поступающие
импортные сменно-запасные части к портовому оборудованию.
9. В офис Ассоциации закуплена первая компьютерная система.
1995 год
VIII конференция АСОП 1. Совместно с ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» разработана
и согласована с Минэкономики и Минтрансом РФ методическая
документация и проведена экспериментальная проверка новой системы
регулирования тарифов на ПРР.
29.12.05 – Минэкономики РФ утвержден «Порядок регулирования тарифов
на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги
в ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» и с 01.01.06 порт переведен
на новую систему.
2. В Гражданский кодекс РФ включается по предложению Ассоциации
глава 41 «Транспортная экспедиция».
3. Заключены договора о сотрудничестве между Ассоциацией
и Исследовательским центром частного права при Президенте РФ
и Институтом законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве РФ.
4. По запросу Ассоциации в октябре получено разьяснение
Государственной налоговой службы и Минтранса РФ по вопросу
применения налога на добавленную стоимость.
Портовики получили долгожданную формулировку:
«Услуги порта по обслуживанию иностранных судов налогом
на добавленную стоимость не облагаются».
5. В апреле проведено первое совещание портовиков, судовладельцев,
ж/дороги, товаропроизводителей экспортных товаров по вопросу
стабилизации тарифов на перевозку и перегрузку грузов в морских портах.
Подчеркнута необходимость регулирования тарифов на оказываемые
транспортные услуги в процессе доставки грузов «от грузоотправителя
до грузополучателя».
6. Проведен выездной семинар по повышению квалификации
специалистов портов в области экономики и маркетинга на базе
Высшей морской школы в г.Гдыня (Польша) и ГМА им.адм. С.О.Макарова.
7. Весной – выездное заседание Совета директоров на базе
Архангельского порта.
8. В члены Ассоциации приняты ОАО «Петролеспорт»,
С.-Петербургский институт водного транспорта.
1996 год Из решения:Просить Росморфлот подготовить и представить в Правительство РФ
IX Конференция АСОП обоснованные предложения к проекту постановления Правительства РФ
«О повышении конкурентоспособности российских перевозчиков на рынках
транспортных услуг» по загрузке и повышению конкурентоспособности
портов по следующим направлениям: разработка нормативных актов;
формирование рынка транспортных услуг; развитие транспортной инфраструктуры;
о взимании НДС при перевалке импортных грузов.
НТК Ассоциации продолжить работу по организации применения сквозного тарифа
при перевозках внешнеторговых грузов, перегружаемых через российские порты,
с учетом готовности Центра фирменного транспортного обслуживания МПС РФ
к совместной работе.
По вопросу проекта Закона «О морских портах»:
Одобрить структуру и основные положения Закона «О морских портах
Российской Федерации», разработанные рабочим комитетом
по коммерческо-правовым вопросам и «Союзморниипроектом» во исполнение
решения Совета директоров Ассоциации от 28-30 мая 1996 г.
Членам Ассоциации оказать поддержку подготавливаемого Закона путем
долевого финансирования его дальнейшей разработки. Считать Закон
первоочередной разработкой из числа финансируемых членами Ассоциации.
Обратиться в правительство РФ с просьбой ускорить разработку с учетом
предложений Ассоциации и введение в действие законов: КТМ РФ,
«О морских портах Российской Федерации», «О прямых смешанных
(комбинированных) перевозках», «О транспортно-экспедиционной
деятельности» в Российской Федерации.